Доброта. Понятийный разбор. Ольга Демчук. Исследование внутреннего мира личности.

Доброта. Понятийный разбор. Ольга Демчук. Исследование внутреннего мира личности.

Ольга Демчук

1 год назад

12,832 Просмотров

✅ Вебинар «Неузнанная жестокость» https://olgademchuk.org/zhestokost
✅ Цикл лекций-практикумов "Исследование внутреннего мира личности" https://olgademchuk.org/ua/ivml
✅ Школа психоаналитической практики "Сталкер", десятый набор https://olgademchuk.org/stalker-10

Доброта. Понятийный разбор. Ольга Демчук. Исследование внутреннего мира личности.

Добротой считает искреннее и бескорыстное стремление сделать благо для другого. Можно ли считать врача и учителя добрыми, если они получают заработную плату? Можно ли считать добрым человека, который помогает нуждающимся, из-за съедающего его чувства вины? Существуют ли вообще добрые люди, или они добрые лишь иногда? Можно ли считать добрым того, кто только внешне демонстрирует доброжелательность, а сам полон пассивной агрессии? На все эти вопросы я попробовала найти ответы в этом видео.


✅Список вебинаров, лекций и школ Ольги Демчук, видео-запись которых можно приобрести https://olgademchuk.org/vitrina

Если вы хотите поддержать развитие канала, то можете сделать это, пройдя по ссылке https://olgademchuk.org/donate

Ольга Демчук - практикующий психоаналитик, автор многочисленных статей о глубинных процессах в психике, которые вы можете прочесть на её сайте:
https://olgademchuk.org/vitrina

Ольга Демчук организатор и преподаватель Школы интуитивного мышления "Шпионские игры", Школы холистического мышления "Игры разума", Школы психоаналитиков "Сталкер".

Образование в психологии: магистратура по специальности психолог

✅Список вебинаров, лекций и школ Ольги Демчук, видео запись которых можно приобрести https://olgademchuk.org/vitrina

Тэги:

#психология #психолог #советы_психолога #Ольга_Демчук #ольга_демчук_психолог #психотерапевт #психоанализ #психоаналитик #развитие_личности #самоанализ #olga_demchuk #внутренний_мир_личности #потенциал_личности #раскрытие_потенциала #добрый #бескорыстный #что_такое_доброта #искренний #хороший_человек #принятие #прощение #понимание #покаяние #много_терплю #я_слишком_добрый
Ссылки и html тэги не поддерживаются


Комментарии:

Нина Федюнина
Нина Федюнина - 25.09.2023 21:02

Здравствуйте!!! Я разделила бы доброту на два вида: истиную, т. е. желание открыть сердце, получить тепло или свет и отдать тепла и света во много раз больше, чем получено. И ложную, т. е. помочь желающему, как бы для галочки.

Ответить
Татьяна Л
Татьяна Л - 14.09.2023 12:29

Благодарю!

Ответить
Екатерина Ф.
Екатерина Ф. - 23.08.2023 17:16

Мне стало очень некомфортно, когда я поняла, что не знаю, что такое доброта. Я понимаю жалость, уважение, принятие. А доброта? Мне кажется, это осознанная жизненная позиция, выбор блага в конкретной ситуации, отказ от насилия в отношении себя и других.
Как Л.Н. Толстой: непротивление злу насилием.

Ответить
Анастасия Черепанова
Анастасия Черепанова - 23.08.2023 10:12

Человек ничего не делает просто так. Многие процессы в мозгу текут на бессознательном уровне.
Тогда, так ли уж бескорыстна доброта, как может показаться? Всегда ли осознаваемы те выгоды на которых основана доброта?
Возьмём к примеру штат мед сотрудников с одинаковой должностью и зарплатой, то все ли они добры к пациентам?
Доброта опирается на какую то внутреннюю потребность.
Мотива не может не быть.
Один, переводя бабушку через дорогу, повышает свою значимость в глазах окружающих, ему важен собственный имидж и восхищение.
Другой, переводя бабушку через дорогу будет осознавать её проблему, объединятся с ней для решения. Так ,сопереживая, человек ощутит свою принадлежность, единение, понимание и теплоту.
Третий в этой ситуации станет ощущать себя сильным и способным.
Кто то больше станет верить, что мир не без добрых людей и его доброта ему ещё вернётся.
Некоторые, так чувствуют свою принадлежность к Богу.
Состояния ресурсности, "внутреннего изобилия" приводит к желанию делиться.
Кто то будет помнить об ушедшей бабушке и так отдавать дань её памяти.
Есть те, что захотят завести с бабулей знакомство, втерется в доверие с целью грабежа.
Вариантов может быть ещё какое то количество.
И все эти люди совершили одно и то же действие: перевели бабушку через дорогу.
Мотивов много, поэтому часто доброта остаётся не узнанной или не верно истолкованной, а то и вовсе воспринимается ,как должное.
Но существует ли альтруизм, как таковой, если мы носители большой животной части?
Для меня в доброте должна быть обоюдная добровольность и востребованность. "Причинять добро" или проявлять мазохистичную жертвенность из дефицитарного состояния - это не о доброте.
Если сегодня я отказываю человеку, причиняя страдания, то добра ли я?
А если я знаю, что моё согласие нанесёт в последствии урон и ему и мне, добра ли я?
Доброта, она импульсивна или продуманна и расчётлива?
Допустим я отдала человеку некий ресурс, а он сказал, что я скряга и что я не помогаю, а издеваюсь над ним. Ведь, это же "жалкие медяки", насмешка над ним.
В этом случае добра ли я?
А если это 50% от всего моего ресурса? Добра ли я?
Тогда доброта имеет границы.
Доброта, как и любое другое понятие очень зависимо от самых разных вводных данных на текущий момент.

Доброта- созидательное, благостное проявление действий, эмоций, слов в свою или сторону другого в ответ на его и свой внутренний запрос, которые приносят пользу участникам в момент совершения без оснований на дополнительное возмещение.

Ответить
Anna V
Anna V - 16.08.2023 00:14

Доброта, это честность с собой и другими, с любовью к себе и другим. Благодарю ❤

Ответить
Anastasia Kondratyuk
Anastasia Kondratyuk - 14.08.2023 12:23

Відео дуже цінне для глибшого розуміння і роздумування! Дякую! 🙏🏻

Ответить
Natasha Bush
Natasha Bush - 12.08.2023 18:45

Здравствуйте. Мне кажется доброта близка с безусловной любовью. Тот кто умеет любить , тот и добр. Когда ещё доброта неосознанная мне кажется так она расценивается в обществе как доброта, а если осознанная то это будет понятно только осознанным людям , но она конечно лучше !)

Ответить
Татьяна
Татьяна - 19.07.2023 23:47

Здравствуйте Ольга.Для меня доброта перекликается с милосердием,снисходительное отношение к другим людям,не судить ,не требовать ,отдавать от души .Искренняя доброта у меня только к животным.Хотя мне и говорят,что я добрая,но с этим я не согласна,они же не знают,что у меня внутри."Получала" и не раз я за свою доброту.

Ответить
Renata Korotynska
Renata Korotynska - 10.07.2023 10:57

👍♥️

Ответить
Nadezhda Lisichkina
Nadezhda Lisichkina - 09.07.2023 14:01

Ольга, все что вы сказали про доброту и еще, возможно, разумная степень открытости чтоли.

Ответить
Рабыня Капитализма
Рабыня Капитализма - 05.07.2023 15:32

Как по мне доброта это понимание + эмпатия

Ответить
Елена
Елена - 30.06.2023 16:16

Оля, приветствую тебя!
Для меня доброта- это понимание, принятие, сочувствие, сопережевание. Не мстительность, а понимание другого человека в том, если он что-то сделал или сказал в мой адрес, то он это сделал от собственной, его не состоятелености, из какой-то своей беды, аутоагрессии.
У меня есть одноклассница всё, что я делаю она обесценивает и хаит. Я смотрю на неё и сочувствую ей. Я анализирую:"Что же тебя так раздражает, что я делаю, почему тебе даже не всё равно?" Для меня ответ очевидный.

Ответить
Levent Akyel
Levent Akyel - 08.06.2023 15:19

Live, and let live.

Ответить
Gulnaz Fat
Gulnaz Fat - 16.05.2023 11:33

Такая интересная тема, очень понравилась, а ещё задумалась, для меня доброта это внутренняя мягкость, душевность,лёгкость. А про доброго доктора это не про деньги и корысть это внутренняя мягкость,есть разные доктора, некоторые грубые, жёсткие хотя хорошо знают свое дело. А ПППП это тоже что в любви.

Ответить
Tasha Vit
Tasha Vit - 13.05.2023 09:03

Чудесная тема! Ольга благодарю) У меня есть собственные наблюдения про добро! Я невротиков и мне была запрещена забота о себе - это эгоизм в моем паттерне. А разрешено было мне заботиться о других, в частности о родственниках. И вот к 40 годам у меня сформирована модель поведения: причини добро другому. Когда я начала работать с этой своей стороной, то с помощью инструментов пси анализа, я осознала, что догнать и причинить добро другому - это насилие по отношению к себе и к тому, кто попался под руку)))) А ещё я отследила за собой, что когда меня просят помочь или совет, то во мне это отзывается агрессией, злостью и внутренним ощущением, что меня хотят и принуждают что-то делать, а я во внутреннем протесте "не хочу и не буду". А вот когда я сама для себя - внутренний посыл, понимаю и принимаю решение кому, как и сколько я сейчас причиню ДОБРО!!!! (без запроса принимающей стороны) Вот здесь уже нет ни одной силы в мире меня остановить))))))))) Вот так и живём, веселится и творим добро))) С уважением, Мы - я и мой self!

Ответить
Гульшат Рахимова
Гульшат Рахимова - 16.04.2023 14:18

Я очень благодарна вам за все ваши видео, и благодарна вам за то что вы много говорите об неидеальности, что помогает мне хоть капельку начать видеть свою неидеальность

Ответить
Гульшат Рахимова
Гульшат Рахимова - 16.04.2023 14:16

Я благодаря вашим видео поняла что я всё обесцениваю((((. И даже доброту я обесценила и не вижу в ней смысла, потому что не вижу смысла в моей жизни в целом(((

Ответить
Ирина Лозова
Ирина Лозова - 01.04.2023 22:20

Спасибо Вам,Ольга!🌷🌷🌷

Ответить
Vera W.
Vera W. - 17.01.2023 21:51

Добавлю. По моему доброта, это сестра любви. Я люблю своих кошек. И мне не трудно делать добрые вещи для них. Покупать качественный корм, заботиться о их здоровье, беспокоиться, если они на морозе, а я отсутствую и проявлять нежность, когда их вижу. Всё это проявление доброты. Если людей любить, то и доброта будет ходить рядом. А любить можно только через принятие. А принятие возможно через понимание их инаковости и отсутствие страха перед ними.А отсутствие страха будет тогда, когда ты принимаешь, любишь и проявляешь доброту к себе самому. Я ок и ты ок.

Ответить
Vera W.
Vera W. - 17.01.2023 21:44

Я не раз задумывалась что такое доброта. И то, что на первый взгляд кажется похожим поступком на другой на самом деле таким не является. Например. Женщина хочет подружиться с другой женщиной. Ей одиноко. Она не любит гулять по темным улицам, она любит делиться мыслями и она не может выдерживать быть долго только с собой. Она хочет понравиться и делает добрые дела. Интересуется проблемами знакомой, подвозит её на машине, помогает в в поиске работы. А потом обращается к ней со своей потребностью. Но та не соответствует. По своим причинам. Или не может, или не хочет или ей не интересно. Первая реакция: разочарование и обесценивание. Вторая реакция: мне надо больше стараться, тогда она пойдет мне навстречу. Третья реакция: ок. Я понимаю, она другая. Но я по-прежнему ей симпатизирую. Значит только человек с третьей реакцией делал хорошее из доброты.
Но вот какая загвоздка. Говорят в отношениях должно быть и давать и брать. Если только даёшь, а получаешь отказы, когда надо тебе - то доброта заканчивается. Для меня добрый человек, если он стремится максимально делать пользу или хорошее и нужное другому, не рассчитывая на эквивалентную обратку. К сожалению в окружении, где я живу, я пожалуй не наблюдала этого ни разу...

Ответить
Andrew Ryabinin
Andrew Ryabinin - 13.12.2022 20:50

Интересное видео)). Но корректно ли вообще рассуждать в таком ключе, ведь категории "добра" и "зла" придуманы людьми? Вот если убрать человека из природы с его измышлениями, то останется ли там добро и зло? Волк съел зайца, это добро или зло? Волк сыт -- для него это добро, заяц съеден -- для него это не ок))). Возникает ощущение, что мы сами придумали проблему, а потом ищем для нее решение. И собственно поэтому так и сложно найти это решение. Вот я вместе с Вами по ходу ролика пытался придумать, какого бы человека я назвал "добрым" и я не смог придумать, всегда можно подогнать, что если явной выгоды человек от поступка не получает, то он значит просто обслуживает свое Идеальное Я. И я вот думаю, что может было бы корректнее подойти к этому не с позиции добра и зла, а нарушает ли человек гармонию вокруг себя или нет. Вот нарушил чужую границу -- нарушил гармонию, соблюдает границы -- все хорошо) Спасибо за Ваши видео, они подталкивают к размышлениям)

Ответить
Виктория Колосова
Виктория Колосова - 21.09.2022 03:08

Говоря о доброте,кроме перечисленного, можно выделить такие аспекты, как доброжелательность, добро-намерение и добро-действие. Кто-то считает, что доброжелательность,как просто пожелание добра не важно, без конкретных действий. Думаю оно важно,как общий вектор, позитивные энергии, так сказать, и как предисловие, начальный этап, который потом приводит к действию. При совершении действий важно намерение. То есть можно совершать условно добрые дела со злым умыслом. А может человек сделать что-то не доброе,но хотел добра. Тут большое поле для раздумий. Не зря говорят, куда благими намерениями вымощена дорога... Ольга, спасибо большое за ваши ролики, вашу работу. Эта тема очень интересна и комментарии тоже!

Ответить
Милана Петрова
Милана Петрова - 18.09.2022 00:02

Я всегда после доброты к другому считала, что он мне должен обратно вернуть, не считая людей, который просил денег на улице… сейчас я чувствую себя, могу ли я помочь и есть ли у меня желание безвозмездно помочь человеку. Спасибо за видео!

Ответить
anya87
anya87 - 16.09.2022 21:23

доброта это когда я делаю для себя и для другого и ничего не жду взамен...Когда нападаю в голове на кого-то, обвиняю, я потом понимаю, что я также это проделавыю это и с собой. Доброта по отношению к себе это сложно, но спасибо вашим видео, я буду дальше этому учиться🤍

Ответить
Марина Тонких
Марина Тонких - 16.09.2022 18:00

Доброта... Внимательно слушала ролик, но мгновенно, пожалуй, не перестроюсь на как с точки зрения психоанализа, напишу и правда - как у меня.

Доброта - это когда человек радуется от того, что сделал другому хорошо. Вот знает мой друг, что тема страха перед болячками для меня актуальна, и говорит: хочу оплатить тебе половину страховки. Всю хочу, но не могу, а половину могу и хочу. Хочу, чтобы тебе было спокойно.

Есть ли в таком поступке корысть - ну, пожалуй, да, ведь он мой друг и то, каково мне, окажется влияние и на него. Ну и ладно, в конце концов?) на абсолютную доброту способен бог, а мы люди.

Как-то так.

Ответить
stefira
stefira - 16.09.2022 15:21

Добрый день, что бы делать добро, нужно иметь истинное распознание ,что есть добро в конкретний ситуации, для конкретного человека, а что есть зло..иметь желание видеть другого а не свою реализацию за счет другого

Ответить
Венера Нугаева
Венера Нугаева - 16.09.2022 14:32

Ольга, спасибо за разбор. Казалось бы такое понятное слово "доброта",но столько всколыхнулось. Как-то после переезда в 5этажку, решила по доброте души и "старой" памяти из детства,где соседи все друг друга знали,здоровались, познакомиться с со своими новыми соседями: испекла пирог,угостила сладостями. Делала это от чистой души. Одни из соседей не поняли моего душевного порыва, посмотрели, как на дуру...долго думала про это. Стыдно даже как-то стало..Видимо,у всех понятие доброты разное...Возможно,они расценили это, как акт посягательства на их границы?... Получается если есть душевный порыв,надо сделать и не стыдиться,что о тебе скажут другие?тогда я поняла,что доброта для меня связана одновременно с понятием границы. Кто-то ведь не может принимать эту самую доброту и расценивает это с подозрением. Работая долго в социальной сфере,это качество будто вжилось внутри. Но с годами больно видеть, как доброта сотрудников расценивается подопечными,как само собой разумеющееся и эта самая доброта разлагает умы воспитанников,делает их потребителями,что им все обязаны. Не все,конечно,есть и другие,но всё же заметила это. Тогда доброта для меня - это и как некое спасательство, иногда жертвенность,а порой ,как безусловное принятие. Только,что из этого....вопрос нужно задать самому себе.....

Ответить
Tasha
Tasha - 16.09.2022 13:08

Спасибо за столь непростую тему : тоже бросалось в глаза, что люди, искренне считающие себя "добрыми" , (как говорит одна моя знакомая о себе "я - божа людына"), на поверку полны обесценивания и банальной зависти, которую не хотят в себе видеть. Раньше избегала общения с такими, а сейчас это как своеобразный тест - если меня это в человеке раздражает, значит и мне надо именно над этим работать

Ответить
Екатерина Лопатина - автор контента
Екатерина Лопатина - автор контента - 15.09.2022 18:18

Доброта - это дар принимать других и реальность, не спорить с ней, быть на стороне человека, точнее на стороне потенциала его личности.

Ответить
Arusiak Hryhorian
Arusiak Hryhorian - 15.09.2022 00:51

Я решила не фантазировать и написать свои мысли по поводу доброты, а просто описать добрых людей , в том числе и детей, кого я знаю, и найти что то общее...
Не высокомерные, тактичные, не осуждают, и не винят, а стараются поставить себе на место другого и понять чувства и мотивы. Сопереживающие, чувствуют боль другого и не делают больно. Помогают, когда видят, что кто то нуждается, но когда думают, что хотят манипулировать, спокойно могут отказать. Но зла в сердце не держат и быстро прощают. Они считают себя просто порядочными людьми, и признаются что у них свои недостатки.
И еще, они все смеются по особенному....глаза блестят ,свет и доброта как будто искриться и льется наружу, и ощущается искренность
Получилось, почти так, как Вы описали - понимающие, принимающие, не злопамятные , и знают что у самих бывают промахи.

Ответить
Юлія Соловйова
Юлія Соловйова - 15.09.2022 00:06

За исключением некоторых примеров, мне без разницы какая первопричина доброты) если в результате кому-то была оказана помощь. Ведь при одинаковых вводных, один жертвует на благотворительность, а другой, наоборот, становится эгоистом. Жертвующий, по определению, добрый для меня. Так что предпочитаю акцентировать внимание на результате поступка. А не выносить своё субъективное мнение о причине совершения его.
Если я не чувствую себя доброй, это не значит, что я не понимаю как это) И людям не обязательно знать, что я совершаю хорошие поступки не по доброте душевной, а потому что чувствую, что должна.

Ответить
Вита Сокол
Вита Сокол - 14.09.2022 20:07

Мне кажется, что истинная доброта к другому возможна тогда, когда человек добр сам к себе. Добр и принимающий все свои части, все свои роли, все свои шероховатости. Когда человек несёт добро собой, а не выпячивает впереди себя пихая туда, где особо не просят.
Спасибо❤️

Ответить
Иван Иванов
Иван Иванов - 14.09.2022 15:09

Благодарю, Ольга! Доброта к себе = доброта к другим. Думаю если я к себе плохо отношусь, без добра (самобичевание, аутоагрессия и др.), то к окружающим будет такое-же отношение. А если я приму себя и проявлю к себе доброту и настоящую заботу, то к другим людям тоже буду проявлять (или пытаться проявлять) эту-же доброту. Наверно доброта это забота о благополучии и целостности человека или животных.

Ответить
CreatiVik
CreatiVik - 13.09.2022 13:35

Большинство людей ,играя роль добрых, обслуживают свои травмы, получая принятие и одобрение, доказательство своей нужности и важности🤧 Хочу, чтобы в мире стало больше осознанных людей, которые проявляют свою доброту через принятие и безоценочность . И сама хочу стать такой. Спасибо 🙏

Ответить
Юлия Демьяненко
Юлия Демьяненко - 13.09.2022 13:27

Добрый день, Ольга! Решила присоединиться к рассуждениям о доброте и добавить от себя, опираясь на свои ощущения и то, как мне хочется двигаться в этом мире, что доброта проявляется на истинном желании быть созидательным, учитывая при этом все пункты, которые вы отметили. И да, в то же, мы творим самих себя, взращивая в себе способности к принятию, пониманию, покаянию, прощению. Мне очень интересно исследовать тему совести, и что значит «жить по совести». Связано, ли это с добротой или же это аутоагрессия, чувство вины, ложное я. Благодарю вас, Ольга, за просвещение ваших верных зрителей☺️

Ответить
Саяна Острова
Саяна Острова - 12.09.2022 11:53

Ольга, благодарю.

Ответить
Skunk Works
Skunk Works - 12.09.2022 10:04

Похоже, доброта или добродеятельность имеет характеристику активного качества, подвигаюшего исчерпывать себя на пользу окружающих) Самовосстановление тоже доброта) к себе)
Большое спасибо за видео!!! Я почти забыл про принятие. И как прекрасно что вы разбираете все в схемах.

Ответить
Оле-Оле Алекс
Оле-Оле Алекс - 12.09.2022 02:51

Спасибо за видео. Настолько ли доброта однозначно хороша - таким вопросом я задаюсь с тех пор, как услышала, что альтруизм - это форма самолюбования. И постоянно ловишь себя на том, чтобы не гордиться, когда сделал хорошее дело. Или думаешь - "Ты сейчас хочешь помочь, чтобы гордиться собой?" Я работала на религиозном телеканале (не секта, но религию канала называть не буду, чтобы не оскорбить ничьи чувства). Долгожилы этого канала в общей беседе прямо упивались тем, какие они просвещенные, сколько добра они сеют. При этом меня всегда коробили шутки - на съемках надо было подпереть какой-то забор. И кто-то сказал "возьми вон ту чурку". Потом они стали смеяться, что это созвучно с обзывательством народностей "чурки". А потом меня там пытались кинуть на деньги... Поэтому я всегда смотрю на поступки людей, а не слова. Про Оскара Шиндлера (историю которого показали в фильме "Список Шиндлера") говорят, что его доброта не была так уж бескорыстна и у него была своя выгода. Во взрослом возрасте стало понятно, что поступки Леди Дианы тоже безумны. Но какая разница, если они помогли стольким людям? У меня есть такой пунктик - если меня обидят, оскорбят, обесценят и я не отвечу на это соответствующе - я потом мучаюсь навязчивыми мыслями, как я должна была ответить. Хотя, если припомнить, то я могла сказать жестокие вещи в ответ, но сдержалась, так как настолько ранить человека не хотелось. И это моя психика воспринимает как слабость и не может себя простить. Но вместе с тем в этой ситуации выходит, что к себе я не добра. Меня же эти люди не жалели. Также приходит на ум фильм "Догвиль". За свою доброту и веру в людей Грейс поплатилась так,, что сама же потом сожгла этот город с его жителями, доброту к которому исповедовала в самом начале. Я верю в Доброту , и ценю ее в людях превыше всего. Но она такая неоднозначная. На данный момент своего жизненного пути я считаю, что доброта должна быть разумной. И не надо ее проявлять везде. Но там, где она необходима, надо быть милосердным, гуманным. Даже если это и вызывает желание гордиться собой.

Ответить
Ірина Кузнецова
Ірина Кузнецова - 11.09.2022 22:07

Для меня доброта всё ещё определяется от противного - как неразвившееся или укрощенное зло.
А зло - это немотивированное желание разрушить планы или жизнь другого, стремление недопустить сотрудничества и компромисса, желание "урезать разнообразие", стандартизировать, вбить в рамки и усреднить. Зло связано с садистическим удовольствием, с купированием роста, с бессмысленным расходом сил.
Для меня добро - это жизнь, где есть неравновесие, новые уровни и шанс на что-то большее или неочевидное, а зло - это предопределенность, когда итог жизни понятен уже до рождения.
Для меня добро связано с культурой, но с культурой "зеленой гибкой ветки" - до момента окостеневания норм и традиций.

Впрочем, подозреваю, что тут говорю про "добро для меня в этот период времени". Потому что помню время, когда добро для меня звучало как «предопределенность и порядок». И, думаю, что в старости буду иметь еще какой-нибудь другой взгляд на вещи.

Спасибо за конкурс, Ольга Федоровна! Это помогло остановиться и подумать.

Ответить
марина фанкухина
марина фанкухина - 11.09.2022 15:22

Продолжаю размышлять о том, что такое доброта и, как рекомендует Ольга, учусь мыслить опираясь на реальность. Учусь рассуждать о понятиях, безоценочно.

В реальности, на данный момент, на сколько я знаю, нет неопровержимых доказательств существования доброты. Получается неизвестно существует ли доброта в реальности. Зато доброта существует в нашем воображении, это факт.

В реальности нам удалось обнаружить инстинкт выживания, присущий всем животным и в том числе человеку.
Инстинкт - это форма врождённого поведения.
Определение из Википедии: "Инстинкт самосохранения — это врождённая форма поведения живых существ в случае возникновения опасности, действия по спасению себя от этой опасности. Реализации этого инстинкта служат такие чувства, как боль и страх. Боль ощущается обычно как аномальное состояние организма, которое необходимо каким-либо образом устранить. Страх заставляет живое существо искать убежище и иногда провоцирует выброс в кровь адреналина."
Забота о потомстве и о собственной стае, естественные формы реализации этого инстинкта.
Ещё в реальности мы наблюдаем процесс названный эволюцией. В результате эволюции может развиваться и дополняться в своих проявлениях и инстинкт самосохранения, инстинкт жить. Например забота о природе как результат эволюции сознания и понимания того, насколько выживание человека зависит от состояния окружающего мира.

Думаю, что я приближусь к реальности если перестану вытеснять очевидность своего животного происхождения и признаю это как факт. Да, я сложное животное, но все же животное. Я живая. И инстинкт самосохранения моя естественная настройка.
Лиса ест зайца это зло? Думаю невозможно назвать злом естественное для лисы поведение, необходимое для ее выживания. Это реальность лисы.
Определение слова добро в Википедии начинается с таких слов: "Добро — это нормативно-оценочная категория морального сознания.."
Вот нашла определение слова нравственность. Синоним морали. Нравственность - это правила, определяющие поведение; духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение.

Получается, что добро - это оценочная категория сознания, в котором присутствуют правила, определяющие поведение. Существует эта категория в нашем воображении и используется в процессе социального взаимодействия.
Причем речь идёт не о реальном законе природы, например: если лисе отрезать голову, то она умрет. А о правилах регуляции поведения, которые придумывают люди для удобства взаимодействия.
Такие правила не являются абсолютной истиной и, в том числе, могут содержать манипулятивную составляющую. Могут например быть продуктом инстинкта самосохранения другого индивида и вообще никак не учитывать мои интересы.
В обществе все время появляются те или иные правила и законом может быть принято и рабство и социальное неравноправие и соблюдение этих правил, вполне может считаться за добродетель.

Поэтому, полагаю, прежде чем руководствоваться тем или иным правилом стоит задуматься насколько оно актуально и соотносится с существующей реальностью. Что лежит в основе этого правила? Действительно ли это правило учитывает мои интересы? На какую реальность это правило опирается?

Ответить
Татьяна Янчук
Татьяна Янчук - 11.09.2022 11:36

Участвую в конкурсе 😁

Ответить
Дbмитрий Сергеев
Дbмитрий Сергеев - 10.09.2022 15:54

" Доброта - это качество личности или расположение сердца, которое проявляется в живом интересе к благополучию других; добрые, полезные дела или оказание помощи.

Ответить
O D
O D - 10.09.2022 12:57

Доброта, на мою думку, це ситуативно доречна дія (в широкому розумінні цього слова), що задовольняє чи принаймні враховує актуальну потребу іншої істоти і йде від чистого серця. Вважаю, що доброта має два головні прояви: Чоловічий та жіночий. Чоловічий прояв доброти - це сила, яка служить іншій істоті. Головний тест для чоловічого начала (яке, звичайно, є так само в жінок) на доброту - це не зловжити своєю силою/владою для егоїстичних власних цілей таких як владолюбство чи честолюбство (найчастіше це проявляється як принизити слабшого, молодшого, щоб вивищитися самому).
Жіночий прояв доброти - це прийняти іншу істоту такою як вона є, без спроб змінити її і без осуду. Це по суті довіра до інакшості іншого. Це теж запрошення іншої істоти до життя у широкому розумінні того слова, визнання її права бути собою і проявити себе саме так, а не інакше.
Головною перешкодою для обох проявів доброти є власні страхи через закрите серце і 'вузькі' переконання. Як на мене доброта - це не наслідок слідування якимось моральним нормам і приписам, а саме 'наповненість' зсередини, зв'язок з тим, що умовно назву 'Джерело всього'.
'доброта' в людському розумінні дуже сильно дуальне, тобто протиставлене злу. Мені дуже подобається, що відповідає німецький містик Майстер Екхардт тим, хто говорить, що Бог добрий. Він каже, що категорії
'добрий/поганий' забарвлені людським сприйняттям. Тому він каже, що Бог добрий без доброти. Нам насправді важко сприйняти, що те, що ми сьогодні вважаємо злом, може вже завтра обернутися нам на добро, і навпаки..

Ответить
Elina Dyma
Elina Dyma - 10.09.2022 12:46

Доброта для меня - энергия активизирующаяся в душе/сердце. Это отклик на какой-то ущерб ближнего, желание помочь и фактическое точечное действие помощи. Это энергия Бога желающего помогать конкретному человеку. И, да, она не имеет условия/долга обратного добра в тот момент. Но позднее возможны варианты, когда сделанное добро осталось в памяти, а обслуженный добром вдруг не откликается на твой запрос к нему. Тогда Падшая природа человека может дать о себе знать.

Ответить
ольга дашковская
ольга дашковская - 10.09.2022 02:14

Для меня доброта очень близка с таким понятием как любовь. Поэтому, наверное, рассуждать о них как-то по особенному и не просто.
В доброте, на мой взгляд, главной составляющей является эмпатия (способность ощущать состояние другого человека, понимать что происходит у него внутри).
Ещё это способность чувствовать ценность другого человека, как равностность с собой, признавая при этом его нетождественность (инаковость).
И, наверное, действенная составляющая это - уважение к границам другого человека и способность совершать по отношению к нему поступки с учётом этих границ, основываясь на первых двух компонентах - эмпатии и ценности (равностности и нетождественности) другого.

В последнее время (в том числе, и особенно, благодаря Ольге Демчук, её Ютуб-Каналу и статьям на сайте ) я как-будто пересматриваю свое понимание внутреннего мира: отношений внутри себя и с другими.
И, похоже, главное моё достижение за последние несколько месяцев - это более доброе отношение к самой себе 🙂
Будто внутренний критик (ВНО, душегуб) притих, а иногда вовремя распознаётся и после этого появляется возможность поступить не основываясь на его давлении, а опираясь на живой импульс изнутри.
Всё чаще получается спокойно рассматривать происходящее внутри с учётом понимания о чём стучится ВНО и есть ли там здравость по отношению к реальности, или просто "понеслась" в наезженной колее, которая снова заводит в состояние либо жертвы, либо тирана.
И вот что я заметила за собой в такие моменты, когда, по всей вероятности, прямиком попадаю в своё Ложное Я. Тут точно нет эмпатии, есть много страха и недовольства миром/собой, нет чувствительности к реальному себе и к другому, к потребностям и возможностям одной и другой стороны. Здесь не может быть доброты, а только способность "причинять добро" и "насаждать мир".
Доброта присуща Истинному Я. Там есть спокойствие, понимание, выбор.
Истинная доброта зарождается внутри и, укореняясь там, даёт возможность проявлять её к другим так же как к себе.
И это, похоже, большой путь, наверное длинною в жизнь.

Спасибо Вам, Ольга, теперь не только за Вашу ценную информацию и уникальный опыт которыми так щедро делитесь со всеми, но и за стимуляцию к размышлениям, проявлению себя 🙂💞🌼
Чувствую это как следующий для себя уровень: не только понимать и усваивать, но перерабатывать и делиться)
Благодарю Вас и обнимаю 💖

Ответить
Оксана Сидорова
Оксана Сидорова - 09.09.2022 20:26

Для меня доброта в принятии инаковости другого. поняла, что стала спокойнее воспринимать других людей с возрастом. Предпочитаю рассматривать происходящее как опыт. Время покажет! Считаю, что важнее позаботиться о себе . к себе с добротой! пониманием и принятием. Ох уж сколько винила, ругала и насиловала и обсеценивала! Если добр к себе, то есть шанс стать добрым и к другим... как то так!

Ответить
Профлюбители
Профлюбители - 09.09.2022 17:36

Спасибо большое, Ольга

Ответить
elena adaktilos
elena adaktilos - 09.09.2022 15:47

Доброта-главное не навредить ею. Не слиться в порыве нежности, жалости, сочувствия. Не превратиться в "спасателя" и "решателя" чужих проблем. Умение видеть границы "дозволенного" нанесения доброты другим, чтоб не стать "жертвой" своей доброты. Я думаю должно быть чёткое чувствование в чем можно быть добрым, а в чем нет. Чтобы не произошло нарушение ни своих границ ни чужих.

Ответить
Svetlana Kamenchuk
Svetlana Kamenchuk - 09.09.2022 14:58

Спасибо за разбор. Хочется назвать доброту отсутствием зла. Эдакое незломыслие, незлодействие и незлословие, с пониманием что, кому и зачем делаешь.

Ответить
марина фанкухина
марина фанкухина - 09.09.2022 00:42

Что такое доброта? Вспомнился мультик от Армэнфильма, точнее фраза оттуда: "Делай добро и бросай его в воду". Проанализирую всплывшую фразу.

Добро тут проявляется как нечто, что делают. Делание, делай добро. Делание про проявленность, реальность и некие усилия.

Почему в воду бросать? Что здесь может символизировать вода? Вода, воды жизни. Жизнь на планете зародилась в воде. В период внутриутробного развития плод окружает амниотическая жидкость. В психоанализе воду связывают с бессознательным. Бессознательное - все, внутри и снаружи, что не осознанно, не обработано нашим мыслительным аппаратом, не обозначено и не видимо. Тогда вода тут как жизнь, но в более широком плане, она обезличена, наверное жизнь в целом, а не только человеческая жизнь. Нечто неизмеримо большое.

Что понимать под добром? Добро часто упоминается как антогонист зла. Добро и зло, созидание и разрушение. Что-то жизни утверждающее и что-то жизниотрицающее, если не вдаваться в более субъективный анализ. Тогда добро - что-то жизнеутверждающее.

Почему бросай? Почему не делай добро и дари его другим? Просто делай и в воду бросай?

Бросать в воду я понимаю как легко отпускать в жизнь, не придавая этому деланию какой-то дополнительной значимости. Как ребенок камушки бросает в воду. Ребенок значимости не придает, ему это нравится, нравится брать камушек, бросать камушек, видеть как камушек исчезает в толще воды.

Тогда получается: делай что-то созидательное и бросай в воды жизни, не нагружая это делание смыслом и значимостью, просто делай в удовольствие, исследуй.

Это наверное как уподобиться самой жизни. Быть жизнью в этот момент. Можно даже сказать быть богом. Только без фантазий о всесильности и грандиозности. Быть малюсенькой частичкой бога, если понимать под богом творца, нечто созидающее. Это не про хорошесть, особенность и священность. Это какой-то естественный процесс.

Тогда делание добра - это процесс за пределами личности. Некий импульс идущий изнутри. Возможно пытаться ответить на вопрос о смысле добра также сложно, как например, пытаться, отойдя от субъективности, ответить на вопрос: в чём смысл жизни? Зачем жизнь? Просто есть такая возможность делать что-то созидательное не придавая этому смысла и значимости.

Вот иногда говорят, смысл жизни, в самой жизни. Так и тут можно сказать, смысл добра в самом добре.

Интересно, что фраза из мультика звучит не: "будь добрым", а именно - "делай добро". Ощущаю здесь свободу. Это не ограничивает Я определением добрый. Любое Я может делать добро.

Тогда и бескорыстное действие можно понять не как отсутствие потребности заработать, или самоотречение, а как не наделение некоего действия вообще какой либо значимостью. Просто хочешь и делаешь, как камешек в воду бросаешь например.

Вот ещё вспомнилось исследование в котором пытались понять какие люди более склонны помогать ближнему в трудный момент. Точно не помню структуру эксперимента, кажется создали видимость аварии и рядом человека нуждающегося в помощи и смотрели кто остановится. В итоге пришли к выводу, что фактор "какой это человек, чем он занимается" не особо влияет. Там и священники проезжали, и люди с разным образованием, и всякие разные. Как-то эксперементаторы знали кто там ездит. Единственный явно выделившийся признак, людей которые останавливались оказался: свободное время. То есть, в основном останавливались люди которые в этот момент никуда не опаздывали и не спешили. Эксперимент показал, что такого рода добрый поступок может совершить любой человек, с равной долей вероятности.

Ещё подумала про животный мир. Есть ли в нем добро? Читала истории как дельфины людей спасали. Вот о чем это?

Ольга, спасибо вам, что делитесь своими открытиями и вдохновляете на собственные исследования❤️

Ответить